МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 7 августа 2007 г. N 311 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА.
С целью реализации единой государственной политики в решении проблемы динамичного развития электронной промышленности Российской Федерации и в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2005 г. N МФ-П9-4838 и протоколом заседания Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2006 г. N 33 приказываю: 1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития электронной промышленности России на период до 2025 года. 2. Установить, что ответственными в Министерстве за реализацию Стратегии развития электронной промышленности России на период до 2025 года являются Роспром (Б.С. Алешин), Департамент оборонно-промышленного комплекса (Ю.Н. Коптев) и Департамент государственной промышленной политики (В.Ю. Саламатов). 3. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой. Министр В.Б.ХРИСТЕНКО.
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА ПАСПОРТ СТРАТЕГИИ.
1. Наименование Стратегия развития электронной Стратегии промышленности России на период до 2025 г..
2. Дата, номер и Поручение Правительства РФ от 26 сентября наименование 2005 г. N МФ-П9-4838, одобрена на нормативного акта заседании Правительства РФ от 21 сентября о подготовке Стратегии 2006 г., протокол N 33.
3. Государственный Министерство промышленности и энергетики заказчик-координатор Российской Федерации Стратегии.
4. Основные Министерство промышленности и энергетики разработчики Стратегии Российской Федерации, Федеральное агентство по промышленности, Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное агентство по атомной энергии, Федеральное космическое агентство, Федеральное агентство по науке и инновациям, Федеральное агентство по образованию.
5. Системная Основная системная проблема заключается социально-экономическая в увеличении объемов продаж отечественной проблема, решаемая электронной компонентной базы (ЭКБ), Стратегией преодоление уровня технологического отставания отечественной электронной промышленности от мирового уровня и повышение конкурентоспособности ее продукции на внутреннем и мировом рынках сбыта.
6. Ожидаемые - выполнение целей и задач, поставленных результаты реализации Президентом РФ в "Основах политики Стратегии, целевые Российской Федерации в области развития индикаторы электронной компонентной базы на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу", а также в национальных проектах Российской Федерации в области здравоохранения, образования, доступного жилья и сельского хозяйства;
- увеличение объемов продаж ЭКБ на внутреннем и внешнем рынках;
- снижение уровня технологического отставания России в области ЭКБ;
- обеспечение необходимых тактико-технических характеристик ВВСТ в соответствии с Государственной программой вооружений;
- удовлетворение потребностей отраслей народного хозяйства в современной отечественной электронной компонентной базе и, как следствие, повышение конкурентоспособности отечественной продукции на мировом и внутреннем рынках сбыта;
- весомый вклад в решение задачи удвоения ВВП за десятилетний период, так как отрасль дает значительный мультипликативный эффект в смежных областях;
- повышение уровня потребления электронной продукции населением России. Целевым индикатором реализации Стратегии является освоенный в производстве технологический уровень электронной продукции.
7. Цели и задачи.
1. Реформирование структуры электронной Стратегии промышленности, оптимизация методов и механизмов государственного управления и государственно-частного партнерства.
2. Реконструкция и техническое перевооружение электронных производств.
3. Развитие сети межотраслевых и отраслевых центров проектирования микроэлектронных компонентов и "систем на кристалле".
4. Приоритетное развитие технологической и производственной базы твердотельной и вакуумной СВЧ-электроники.
5. Приоритетное развитие разработок и производства радиационно стойкой ЭКБ, включая вакуумную.
6. Приоритетное развитие микросистемотехники.
7. Приоритетное развитие микроэлектроники.
8. Приоритетное развитие наноэлектроники.
9. Приоритетное развитие электронных материалов и структур.
10. Принятие мер по существенному расширению позиций на внутреннем рынке.
11. Принятие мер по изменению существующего законодательства, обеспечивающих реализацию мероприятий данной Стратегии.
8.Сроки и этапы Стратегия будет реализовываться в реализации. Стратегии 2007 - 2025 годах в три этапа:
первый этап - 2007 - 2011 годы;
второй этап - 2012 - 2015 годы;
третий этап - 2016 - 2025 годы.
9.Перечень основных.
1. Создание и развитие базовых центров мероприятий системного проектирования, национальной сети дизайн-центров и Межотраслевого Центра проектирования, каталогизации и изготовления фотошаблонов.
2. Развитие разработок и реконструкция, и техническое перевооружение производств СВЧ-электроники.
3. Развитие разработок и реконструкция, и техническое перевооружение производств радиационно стойкой ЭКБ.
4. Развитие разработок и создание производств микросистемной техники на базе интеллектуальных сенсоров и передовых полупроводниковых технологий.
5. Реконструкция действующих производств микроэлектроники и создание микроэлектронного производства с современным технологическим уровнем, включая корпусирование ЭКБ.
6. Развитие базовых технологий и конструкций приборов оптоэлектроники, квантовой и магнитной электроники, пассивных радиоэлектронных компонентов.
7. Создание новых высокотехнологичных материалов для электроники и организация их серийного производства.
10. Объемы и источники финансирования Стратегии (в ценах соответствующих лет), в том числе:
1 этап 49442,22 млн. руб., в том числе: (2007 - 2011 годы) 30478,32 млн. руб. федеральный бюджет;
2 этап 63250 млн. руб., в том числе: (2012 - 2015) 38916 млн. руб. федеральный бюджет;
3 этап 115000,0 - 135000,0 млн. руб., (2016 - 2025 годы) в том числе: 70000,0 - 80000,0 млн. руб. федеральный бюджет.
НО САМОЕ ГЛАВНОЕ В ЗАКОНЕ.
Прогнозы развития электроники на пост-кремниевый период (после 2020 г.) предполагают широкое внедрение в промышленности достижений нанотехнологий.
Однако при этом не следует ожидать какого-либо существенного изменения технологической платформы микроэлектроники. Ее контуры видны уже сейчас, так как основное оборудование для наноэлектроники уже находится в стадии опытных образцов: степпер-сканер экстремального ультрафиолета (EUV), установки нанопечати (наноимпринт), системы безмасочной литографии, атомарного импульса газофазного осаждения и т.д.
Промышленности в этот период времени необходимо быть готовой к резкому увеличению затрат на техническое перевооружение, так как стоимость комплексов нанооборудования в разы превосходит стоимость традиционных средств технологического оснащения микроэлектроники. Поэтому на период 2016 - 2025 гг. в бюджете должно быть предусмотрено не менее чем 3 - 5-кратное увеличение ресурсов на техническое перевооружение объектов приоритетного освоения производства изделий наноэлектроники.
Внедрение нанотехнологий должно еще больше расширить глубину ее проникновения в повседневную жизнь населения. Должна быть обеспечена постоянная связь каждого индивидуума с глобальными информационно- управляющими сетями типа Internet.
Наноэлектроника будет интегрироваться с биообъектами и обеспечивать непрерывный контроль за поддержанием их жизнедеятельности, улучшением качества жизни, и таким образом сокращать социальные расходы государства.
Широкое распространение получат встроенные беспроводные наноэлектронные устройства, обеспечивающие постоянный контакт человека с окружающей его интеллектуальной средой, получат распространение средства прямого беспроводного контакта мозга человека с окружающими его предметами, транспортными средствами и другими людьми.Тиражи такой продукции превысят миллиарды штук в год из-за ее повсеместного распространения.
Отечественная промышленность должна быть готова к этому вызову, так как способность производить все компоненты сетевых систем будет означать установление фактического контроля над всеми их пользователями, что неприемлемо для многих стран с точки зрения сохранения их суверенитета. Аналогичной точки зрения придерживаются эксперты стран ЕС в связи с глобальной экспансией производителей электроники из стран Юго-Восточной Азии и намерением США обеспечить себе постоянное технологическое лидерство в этой области. Поэтому в период 2016 - 2025 гг. следует ожидать очередного усиления роли электроники в жизни общества и быть экономически готовыми к новому витку глобальной конкуренции стран на базе наноэлектронной технологии.
Облик промышленного производства при этом все более будет напоминать микроэлектронно-фармацевтические производства, а не традиционные приборно-машиностроительные производства, существующие в настоящее время.
и т.д.
и
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Реализация комплекса взаимоувязанных специальной подпрограммы, инвестиционных проектов и внепрограммных мероприятий, составляющих основу предложенной Стратегии, позволит восстановить научно-технический и производственно-технологический потенциал электронной отрасли в целом и вывести ее на современный мировой уровень. Ожидается, что уже в 2011 году объем продаж продукции электронной промышленности составит не менее 45 млрд. руб. в год, а в 2025 году - 350 млрд. руб., а технологический уровень изделий микроэлектроники в серийном производстве в 2011 году будет соответствовать 0,09 мкм, а в 2025 году - 0,018 мкм. Это позволит решить задачи обеспечения потребностей отраслей страны, в том числе создания стратегически важной аппаратуры и систем, а также уже в 2011 году резко уменьшить долю используемой импортной ЭКБ в общем объеме ее закупок организациями радиоэлектронного комплекса, т.е. позволит изменить существующее в настоящее время соотношение 65%:35% в пользу импортной ЭКБ на 70%:30% в пользу отечественной ЭКБ. Проведение реконструкции и технического перевооружения ключевых производств электронной техники и оптимизация структуры отрасли на основе государственно-частного партнерства с одновременным созданием рыночной инфраструктуры должны обеспечить существенное улучшение экономического положения организаций и повысить рентабельность выпускаемой продукции. С учетом высокого потенциального уровня отечественной науки в области электроники к 2025 году можно ожидать существенного развития международного научно-технического сотрудничества и прорыва в области новых технологий, в том числе нанотехнологий, биоэлектроники, оптоэлектроники, квантовых компьютеров и др. Все это позволит повысить конкурентную среду отечественной электронной техники как на внутреннем, так и на внешнем рынках и обеспечит значительное укрепление обороноспособности и безопасности России.
|